Шпаргалка для родителей

Как научить ребёнка не бояться высказывать своё мнение

Умение внятно и уверенно выражать своё мнение вслух — важный навык, который поможет укрепить самооценку и выручит в самых разных жизненных ситуациях.

На что родителям следует обратить внимание:

Не говорите за ребёнка.

Иногда родители с ранних лет отвечают на вопросы, адресованные ребёнку, и говорят вместо него. К сожалению, это не помогает победить застенчивость, а только укрепляет её. Учите ребёнка говорить за себя и поддерживайте его в этом (даже если первые попытки самостоятельных высказываний будут не очень удачными).

Не отмахивайтесь от детских рассуждений.

Не стоит прерывать наивные детские философствования такими словами: «‎Да мне это всё и так известно», «‎Чем ты хочешь меня удивить» или «‎Я это всё уже проходил(а)». Помните: то, что вам кажется очевидным и давно известным, для ребёнка может быть настоящим открытием, которое волнует и захватывает его воображение.

Выделяйте время на вдумчивые разговоры.

Старайтесь беседовать с ребёнком во время семейных застолий или неспешных прогулок. Не одёргивайте его со словами: «‎Сейчас взрослые разговаривают, а ты помолчи, яйца курицу не учат». Напротив, интересуйтесь мнением и мыслями ребёнка, задавайте ему вопросы и ждите, пока он ответит. Это поможет ребёнку расслабиться и начать открываться.

Старайтесь избегать критики.

Если ребёнок почувствует осуждение или столкнётся с подтруниванием, он может закрыться. Слушайте внимательно и доброжелательно, не смейтесь. Если необходимо — помогите ребёнку сформулировать мысль. А если он вдруг застеснялся и замолчал, можно сказать: «‎Кажется, я понимаю, что ты хочешь сказать. Но о некоторых вещах рассуждать не так-то просто, правда? Если хочешь, мы вернёмся к этой теме попозже».

Учите вести диалог.

Также ребёнок должен понять, что уверенность в себе неотделима от уважения к собеседнику. Учите ребёнка не только высказываться, но и внимательно слушать другого, не отвлекаясь и не перебивая.

Материал подготовлен:

ТОГБУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»