Не хочу учиться. Секреты мотивации
«У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру… Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению»
Ян Амос Коменский
«Не хочу, не буду, надоело» — говорит ребенок, когда нужно выполнять домашнее задание. Не секрет, что часто у детей снижается, а то и вовсе пропадает желание учиться: успеваемость падает, уроки пропускаются… Выясним, почему это происходит, можно ли вернуть интерес к учебе и чем мотивировать ребенка учиться.
Что же такое мотивация и в чем ее важность для обучения?
Как говорит народная мудрость «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний ничего не получится.
Сам термин «мотивация» произошел от английского «movere» — «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что движет человеком, заставляет его с упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.
Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.
Очень важно поддерживать у детей мотивацию к учебе, потому что мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач; она дает «зелёный свет» инициативности; повышает общую производительность, улучшает познавательные способности.
На чем основывается мотивация, из чего она состоит?
Мотивация держится на «трех китах»:
Первое — это цель. Ребёнку должно быть понятно, зачем он учится, и как эти знания пригодятся ему в жизни. Он должен понимать значимость и важность дела и для себя, и для окружающих.
«Целью учёбы может быть расширение кругозора, будущая профессия, тренировка памяти, силы воли или самодисциплины».
Вторая составляющая – это комфорт. Ребенку важно получать положительные эмоции от деятельности. Если у него хорошие отношения с учителями и одноклассниками, школьная обстановка нравится, уроки проходят интересно, то это будет мотивировать ребенка учиться.
И третье — это настрой. Наше настроение влияет на работоспособность и успеваемость. Если ребёнок позитивно воспринимает школу, то легко начинает новый учебный день, ждет от него не только очередной порции знаний, но и положительных эмоций.
Зависит ли мотивация к учебе от возраста школьника?
Мотивация к учёбе не возникает моментально, она формируется постепенно и может меняться c возрастом. Ученика младших классов мотивирует учиться сам процесс учебы – главное, чтобы учитель сделал его увлекательным. Подростку же важнее доказать окружающим, что он уже не ребёнок и ему главное получить уважение сверстников и признание старших. Учеба перестает быть важной и даже мешает искать свое место в обществе. В приоритете у подростка личные переживания: дружба и предательство, первая влюблённость и разочарование, связанное в ней, а учёба может и подождать. Подростковый возраст труден не столько для родителей, сколько для самих подростков. В это время перестаивается все – и работа организма, и восприятие себя, и мировосприятие. Все названное подрывает основы мотивации – подростку некомфортно, школа вызывает у него негативные эмоции, ему кажется, что родители и учителя не поддерживают его. И, наконец, он перестает понимать, зачем он учится — не видит результатов, к которым учеба его приведет, не имеет представления, как можно использовать школьные знания в жизни.
Вот и получается: нет цели, нет комфорта, нет настроя – нет и мотивации.
Для того, чтобы дети учились, родители часто используют такие способы — забирают телефон или планшет, не разрешают играть на компьютере. Действенные ли такие меры воспитания?
Универсальных советов нет, все зависит от воспитания ребенка, его характера, отношения к телефону его родителей.
Во многих семьях используют ограничение использования смартфона, компьютера как наказание. В крайних случаях это допустимо, но все же лучше, чтобы это воспринималось детьми как забота со стороны родителей об их здоровье и благополучии.
Играет роль и возраст ребенка. Не умеет ребенок 1,2,3 класса себя контролировать. Некоторые дети, если не отобрать у них телефон, к урокам так и не притронутся.
Для подростка телефон — это целый мир. Поэтому, отбирая у него телефон, надо это понимать.
Представьте, что вас сейчас заставят разом выбросить все свои вещи. Что вы почувствуете при этом? То же самое чувствует и ребенок, у которого отбирают телефон. Такой шаг не красит родителей в глазах ребенка, подрывает доверие, вызывает злость, иногда истерику. Лучше найти другие рычаги для воспитания. Не наказывать тем, что отбирать телефон, а поговорить, договориться, претворяя в жизнь пословицу — «Сделал дело — гуляй смело». Также можно установить на телефон родительский контроль. И тогда отбирать телефон не потребуется. Родительский контроль на телефоне очень дисциплинирует и учит подростка регулировать своё время. Например, он понимает, что у него есть всего 2 или 3 часа в день, а это время ещё потратится и на электронный дневник, и на нужную информацию по учебе в интернете, а не только на развлечения. Ребенок учится понимать, что он обязан отвечать за свои оценки и домашнее задание сам.
А что нужно делать родителям, чтобы мотивировать подростка к учебе?
Для начала необходимо узнать конкретную причину, по которой подросток не хочет учиться. Проявите внимание к тому, что происходит в жизни подростка, завоюйте и сохраните его доверие. Тогда он поделится своими переживаниями, а вы поддержите его, рассказав похожие истории из своего подросткового периода, опишите, как вы с ними справились.
Обращайте внимание на то, чем занимается подросток во внеучебное время, чем интересуется, что любит, и свяжите его занятие с перспективами в будущем и со школьными предметами в настоящем. Сидит за компьютером – отметьте, как здорово, что он в этом разбирается, расскажите, какие есть компьютерные профессии, и что для них пригодятся информатика, математика и английский, посоветуйте найти книги по этим направлениям. Любит фотографировать – заметьте, что у него хорошо получается, но, чтобы было лучше, неплохо бы знать физику и основы композиции.
Отмечайте малейшие достижения ребенка — это повышает самооценку и мотивирует стараться дальше.
Поскольку в основе мотивации лежит цель, то задача взрослых — помочь подростку эту цель найти. Но очень важно, чтобы она была определена им самим с учетом собственных интересов, желаний и представлений о будущем – ребенок сам должен ответить на вопрос, для чего ему учиться, взрослые могут в этом только помочь.
Одним из главных условий успешного обучения является самоорганизация. Если какие-то советы, чтобы ее сформировать у подростка?
Самоорганизация – это способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.
Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:
- научиться грамотно распределять своё время;
- выработать собственный режим дня;
- научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
- сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
- ставить напоминания в телефон;
- не пропускать уроки без уважительной причины;
- установить временные рамки между учёбой и свободным временем;
- записывать в дневник свои достижения в школе.
Иногда родители жалуются, что их ребенок способный, но ленивый. Какие есть пути выхода из данной ситуации?
Да, так бывает, что способный и сообразительный ребенок ленится, не хочет не только учиться, но и вообще чем-то заниматься, кроме развлечений. Есть несколько причин появления лени и отсутствия мотивации.
Одна из возможных причин — Лень как протест. Она возникает как защитная реакция детской психики, если от ребенка требуют больше, чем он способен. Ребенок посещает массу кружков, дополнительных занятий и не имеет свободного времени. Лень в этом случае — самый простой и понятный способ расслабиться. Родителям следует пересмотреть график ребенка, проанализировать, не слишком ли завышенные цели поставлены перед ним. Возможно, надо снизить темп, приостановиться, ведь не зря говорят: «Тише едешь, дальше будешь».
Возможной причиной лени может быть Пример родителей. Если родители вечером сидят, уткнувшись в планшет, то ребенок просто берет с них пример. А бывают другие ситуации, когда родители постоянно крутятся в делах, но при этом высказываются, что они очень перегружены, или говорят о своей работе, как о чем-то неинтересном, тяжелом, нелюбимом занятии. Ребенок тут же делает естественный вывод, что любая работа (а работа ребенка — это обучение) – тяжело, неинтересно и нежелательно. В данном случае родителям надо самим позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Делать их с улыбкой и уж точно без жалоб, ведь дети берут с нас пример.
Еще одной причиной лени может стать Неправильная реакция родителей на ошибки детей и наказание за неудачи. Правильный подход: не отругать, а обсудить. Диалог, размышление, умение найти свои ошибки — эти навыки надо развивать в ребенке. Великий изобретатель Томас Эдисон, которого в школе признали совершенно неспособным к математике, рассматривал все свои ошибки как неизбежности на пути к успеху. Он говорил: «Забудьте о таком понятии, как неудача, ведь это всего лишь неожиданные результаты, которые в будущем послужат Вам ценным уроком».
Еще одна возможная причина лени в Недостаточной мотивации при отсутствии реальных успехов. Если у ребенка нет ситуации к успеху и реальных побед, он не видит смысла прилагать усилия. У ребенка должно быть что-то, где у него будут видимые достижения. Это может быть что угодно от плавания, до кулинарии. Постарайтесь найти область, в которой Ваш ребенок сможет раскрыться.
Материал подготовлен:
ТОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Приют надежды»