Как не допустить ошибок финансового воспитания
Сформировать правильное отношение к деньгам у детей довольно сложно. Однако, научить их бережному отношению к своим финансам и семейному бюджету возможно, просто надо знать, как это правильно сделать.
Многие родители задаются вопросом: зачем ребёнку деньги? Ведь говорить о деньгах в нашем обществе не слишком-то принято. Особенно с детьми. Однако, как бы родителям ни хотелось иногда верить в обратное, сами дети о деньгах думают. Рано или поздно все родители задумываются о том, что подросшему ребенку уже недостаточно покупок, сделанных во время совместных походов в магазин, — ему нужны собственные, «отдельные», деньги.
Если говорить об опекаемых детях, деньги становятся в какой-то мере мерилом любви. Ведь если все ребята бегут на перемене в буфет, чтобы купить что-нибудь вкусное, а после школы заходят за какой-то безделицей в магазин, а у принятого в семью ребёнка нет ни на что денег, он чувствует себя обделенным, не таким как все, а значит чужим, нелюбимым. Поэтому вопрос наличия у ребёнка карманных денег стоит достаточно остро.
Карманные деньги — важный элемент в жизни ребенка, благодаря которому он учится принимать самостоятельные решения. При этом размер выдаваемой суммы может зависеть от разных обстоятельств, но точно не от примерного поведения ребенка. Собственные средства помогают ребенку становиться более самостоятельным и учат разбираться в ценности вещей.
Мы советуем родителям выдавать карманные деньги небольшими суммами, ориентируясь при этом на общий доход семьи. Периодичность выдачи карманных денег лучше определить вместе с ребенком. Однако детям старшего возраста целесообразно выдавать одинаковые суммы не чаще одного раза в месяц: это научит их планировать свой бюджет и более рационально распоряжаться деньгами.
Не стоит материально поощрять детей, как за отдельные оценки, так и за успешное окончание учебного года. Денежное вознаграждение в данном случае не является хорошим стимулом для ребенка, скорее наоборот, может даже снизить его успеваемость в школе.
Исходя из опыта работы, считаем, что платить за вынос мусорного ведра, уборку комнаты или вымытую посуду не всегда логично, так как ребенок видит, что подобную работу его родители выполняют абсолютно бесплатно, и не осознает их мотивы поведения. Ребенку следует объяснить, что каждый член семьи должен вносить свой вклад в домашнее хозяйство.
Однако подростку нужно давать возможность заработать деньги, чтобы он лучше понимал их ценность. Родители могут доверить ему те виды работ, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а специально нанятыми людьми. Например, это может быть мойка машины, мелкий ремонт по дому или курьерская работа для детей старшего возраста. И главное в этом случае даже не денежное вознаграждение, а то, что ребенок получил новые полезные навыки.
Часто родители боятся, что деньги принесут вред: ведь имея в своем распоряжении какую-либо сумму, ребенок может приобрести то, что ему раньше не разрешали. Конечно, первое время лучше проконтролировать расходы. Но делать это надо аккуратно. Для начала предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии. Например, желая купить ему игрушку, выделите ту сумму, которую вы собирались потратить, и позвольте ребенку самостоятельно сделать выбор. Ваша задача — помочь ребенку произвести устные математические расчеты, чтобы понять, на что ему хватит денег, а на что нет. Ребенок должен понимать, что это его личные деньги и тратить он может их на что угодно.
Если ребенок самостоятельно пошел в магазин — не следует родителям сразу же проверять, на что он потратил деньги. Лучше спокойно расспросите его, что он себе купил. Кстати, если ребенок не боится показывать вам свои покупки или даже спрашивает совета, значит, он вам действительно доверяет. Даже если вам его покупки кажутся глупыми и ненужными, удержитесь от едких комментариев.
Предлагаем детально ознакомиться ошибками в финансовом воспитании ребенка, которые совершают родители.
- Запрет разговоров о деньгах
Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. Необходимо напоминать родителям, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка.
- Отсутствие карманных денег
Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет желательно еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.
- Постоянное контролирование
Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, родители хотят научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Надо готовиться к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт, и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.
- Полное отсутствие контроля
Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Обязательно нужно научить ребёнка основным правилам обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров.
- Денежное вознаграждение за достижения
Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Советуем родителям поощрять за табель с отличными отметками полезными для него вещами – компьютером или экскурсионной поездкой в другой город.
- Оплата помощи по дому
Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. Лучше приучить ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют и предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.
- Измерение всего деньгами
Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.
- Отбирание заработка
Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросить подростка приобрести угощение для всей семьи или предложить частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у ребёнка для личных нужд.
- Выбор профессии по зарплате
Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Взрослым может не нравиться его выбор, но его следует уважать. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Родителям неплохо бы было делиться с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.
- Манипуляции деньгами.
Основная цель выдачи карманных денег – заложить основы финансовой грамотности. С их помощью ребёнок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Надо сделать процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить чёткую и последовательную схему выплаты определённой суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми.
Материал подготовлен ТОГБОУ «Казачья кадетскаяшкола-интернат имени графа И.И. Воронцова-Дашкова»