Шпаргалка для родителей

Друзья в жизни ребенка

Друзья наших детей – кто они? Многих родителей волнует этот вопрос. Уже ни у кого нет сомнений в том, что ребенку для полноценного развития необходимо общество сверстников. А в школьном возрасте значение общения с ровесниками значительно возрастает.  Выбор друга очень важен для ребенка, так как связан с удовлетворением его внутренних нужд и потребностей. В дружбе ребенок проверяет себя и пытается стать сильнее, увереннее, расширить свои возможности, стать немного другим, увидеть глазами друга мир немного по-другому.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. Чаще всего именно в школе зарождается настоящая дружба, которая проверяется и крепнет в совместной жизни. У детей складывается чувство солидарности, они становятся инициативными. Дети ищут себе друзей, находят, ошибаются, разочаровываются; живя каждодневными проблемами, они погружены в динамику человеческого общения, переживают многообразный эмоциональный опыт.

Детская дружба — это репетиция серьезных и взрослых отношений.  Ребенок учится таким вещам, как доверие, близость, верность. И, если Ваше вмешательство слишком настойчиво, это не позволит детям приобрести опыт, который в будущем может оказаться бесценным. Однако это не означает, что родителям нужно оставаться в стороне.

Родителям необходимо внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или огорчения.

— Знаете ли Вы друзей своего ребенка?

— Есть ли у него друзья?  Если нет, не виноваты ли Вы в этом?

— Вспомните, как Вы встречаете друзей своего ребенка.

— Всегда ли Вы доброжелательны к ним, приветливы, всегда ли вы им улыбаетесь?

Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство, ведь с друзьями легче и радостнее жить.

Иногда взрослые лишают своих детей права выбрать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагополучной семьи, или плохо учится, или плохо себя ведет. В таких случаях недостаточно просто запретить дружить, постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезное дело.

Родителям важно знать, умеет ли их ребенок быть хорошим товарищем, ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом и жалуется на него.

Необходимо пояснять детям, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, нужно не завидовать, а радоваться. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её. Чуткость, внимательность должны проявляться в любых мелочах. Нужно учить детей обращаться друг к другу, прислушиваться друг к другу. В случае конфликта детей, они сами найдут выход из положения.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого, как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия.

С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.

Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя — это вредит популярности.

РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ВЫБИРАЕТ ДРУЗЕЙ СТАРШЕ СЕБЯ.

Родители иногда беспокоятся, что их ребенок выбирает себе друзей среди ребят старшего возраста. Очень часто это признак того, что ребенок опережает свой возраст в развитии. У него мало общего со сверстниками, и он предпочитает компанию взрослых детей. Но эти дети могут воспользоваться его невинностью и вовлечь его в нескончаемую серию дурных поступков и шалостей. А поскольку старшие дети могут хвастаться своей ловкостью и другими умениями, существует опасность, что частое напоминание о них только вынудит ребенка к закомплексованности.

Ваша   задача: скорректировать эту ситуацию. Проследите, чтобы старшие друзья не провоцировали его на «подвиги», к которым он еще не готов. А в разговоре с ребенком необходимо выяснить, достаточно ли у него разумный взгляд на свои способности.

КОГДА РЕБЕНОК ПРИВОДИТ ДРУЗЕЙ В ДОМ.

Если вы гостеприимно встречаете друзей своего ребенка у себя в доме и проявляете к ним интерес, это поможет ему наладить с ними хорошие отношения. Если вам приходится корректировать поведение детей, помните, что ребенок, который ведет себя неприлично у вас в гостях, возможно, делает то, что позволяют ему делать его родители. Постарайтесь корректно объяснить своему гостю, какого поведения вы от него ждете, и не забудьте привести серьезные доводы. «Если ты будешь так шуметь, я не смогу работать» или «Вы затеяли хорошую игру, но играть в нее лучше на улице», или «Говорить со мной так нельзя, если ты хочешь, чтобы мы подружились».

О НЕПОДХОДЯЩИХ ДРУЗЬЯХ.

Тревога родителей по поводу привязанностей их детей (попадание в «плохую компанию») принимает две формы. С одной стороны, это друг, которого явно не назовешь положительным: он может ругаться, иметь негативные намерения и показывать дурные примеры вашему ребенку. С другой стороны, друг может быть законопослушным, но вам не дает покоя постоянно присутствующее чувство неловкости. Многие родители признаются с сожалением, что подобные чувства они испытывают к другу, имеющему отличное от их ребенка происхождение (социальное, интеллектуальное, этническое).

Сначала рассмотрим проблему с другом, которого вы не приемлете: неподобающий общественный и моральный облик, отрицательно влияющее окружение и т. п. Обстоятельства жизни, по сравнению с вашим ребенком, сложились явно не в его пользу, и его едва ли можно обвинять за упущения в воспитании и пороки в характере. Наличие такого друга, как ваш сын или дочь, и вхожесть в ваш дом могут оказать на него благотворное воздействие.   С другой стороны, ваше беспокойство и заинтересованность вполне понятны и естественны. У вас возникают тревожные мысли, что у него разовьются плохие привычки, а это не доведет до добра. Конечно, вы не можете ждать, что ваш ребенок «переделает» своего друга.

Приглашайте друга в дом, но не разрешайте им быть вместе за его пределами.

Начните с того, что поговорите с другом по-доброму, но твердо, и предупредите его, что пока он находится в вашем доме, вы не потерпите сквернословия и никаких проделок. Если он пообещает, это значит, ваш разговор возымел на него действие. Отправляясь на экскурсию или прогулку со своим ребенком, берите его друга с собой, открывая перед ним возможности, которых он наверняка не имеет дома, и присматривайтесь, как он и ваш ребенок ладят друг с другом. Но не разрешайте отлучаться им вдвоем и не отпускайте своего ребенка домой к другу, когда не знаете, что там творится. Если ваш ребенок запротестует, объясните, что ему разрешают приводить друга к себе домой, а посещать его дом – нет. Если ребенок не пойдет на это, тогда запретите ему видеться с другом вообще. Вы оказываете любезность, привечая друга у себя в гостях, тогда и ваш ребенок без лишних вопросов любезно согласится с вашим решением.

Если дружба не настоящая, то другу вашего ребенка скоро наскучат все эти запреты, и он исчезнет из поля зрения. Если, с другой стороны, он сильно привязался к вашему ребенку, он исправится. Но попытайся он склонить вашего ребенка к нарушению ваших правил или откажись признать запрет на негатив или вызывающее поведение, тогда вы должны твердо заявить своему ребенку, что не разрешаете приводить товарища домой. После первых попыток сопротивления вашему ребенку ничего не останется, как признать справедливость вашего решения. В любом случае шансы таковы, что дурным манерам его друга теперь положен конец.

Материал подготовлен:

ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Доверие»