Учимся играя…
Для родителей дошкольников
По тому, как и что ребёнок говорит, судят, насколько он развит в целом. И чем раньше дети овладевают грамотной речью, тем меньше будет проблем с обучением в школе…
Речевые возможности детей 4-5 лет значительно шире, чем принято считать. Большая роль отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, узнают огромное количество слов, названий предметов, признаков действий. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную в конце рабочего дня усталость, можно предложить поиграть на кухне в речевые игры.
«Давай искать на кухне слова»
— Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.
«Угощаю»
— Давай вспомним «вкусные» слова и «угостим» друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» в ладошку, затем вы ему. И так до тех пор, пока всё «не съедите». Можно поиграть в «горькие» и «кислые» слова.
«Приготовим сок»
— Из яблок сок какой? (яблочный), из слив? (сливовый), из груш? (грушевый), из моркови?, апельсина?…Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего делают?
«Какой предмет по форме?»
— Если предмет похож на треугольник — треугольный, на квадрат – квадратный и т.д.
«Какой предмет на вкус?»
— Конфета – сладкая, перец – горький, лимон – кислый…
«Какой предмет на ощупь?»
— Зеркало гладкое, иголки колючие, напильник шершавый и т.д.
«Назови предметы со словом…»
— «Семейный, городской, электрический, много, один, два, пять…»
«Расскажи, что видишь…»
«Кто что делает?»
— Профессии: врач – осматривает, ставит градусник, лечит и т.д.
Общаясь с ребёнком, следите за своей и его речью. Помните, что от вас зависит развитие речи вашего ребёнка. Старайтесь чаще хвалить его, радоваться вместе с ребёнком его успехам.
Как научить малыша счёту
Раз, два, три, четыре, пять…, казалось бы, ничего сложного, но малыш отказывается понимать, что после 8 идёт 9. Он меняет порядок цифр или вообще пропускает их. Почему? Это же так просто!
Всё дело в том, что память ребёнка отличается от памяти взрослого избирательностью. Малыш запоминает только то, что его удивило, заинтересовало или обрадовало. Кроха вряд ли усвоит что-то, по его мнению, неинтересное, даже если родители настаивают. Поэтому главная задача взрослых превратить счёт для малыша в увлекательное занятие. Тогда крохи-непоседы и сами не заметят, как научатся счёту.
«Считаем всё подряд!»
Считать можно везде: на кухне, в детской, в транспорте, на прогулке и даже в ванной. С двух лет уже можно приступать. Учите его считать от одного до пяти.
— Гуляя с малышом во дворе, посчитайте детей на площадке, деревья, подъезды в доме, машины. Считать можно всё. Одевая малыша на улицу, обратите его внимание на то, что колготки одни, носков всегда два, варежек тоже две, а шапка одна и так далее. Вернувшись домой с прогулки, пересчитайте ботинки в коридоре. Спросите ребёнка, сколько человек могло бы обуться в четыре ботинка. Пусть малыш подумает.
— Читая ребёнку книжку, обращайте его внимание на иллюстрации. Пусть он посчитает, сколько на картинке щенят, сколько котят, сколько мячиков. Можно посчитать пальчики на одной руке, затем – на другой, все вместе. Очень хорошо помогают в обучении счёту и всевозможные стихи – считалочки.
— Накрывая на стол. Попросите кроху помочь вам: «Солнышко, дай мне, пожалуйста, три вилки и три ложки».
— Собираясь в магазин за покупками с ребёнком, можно поделиться с ним: «Нам нужно не забыть купить: хлеб, молоко, творожок, сметану, картошку и морковь – всего пять покупок. «Напомни мне, чтобы я ничего не забыла». Во время перечисления покупок загибайте пальцы. По дороге в магазин попросите кроху повторить весь список. Совершив покупки, обязательно их пересчитайте, если чего – то не хватает, проверьте ещё раз. Сделайте вид, что вам не справиться без помощи малыша. Почувствовав, что без его помощи не обойтись, кроха сконцентрируется, потренирует свои навыки в счёте, а заодно и слуховую память. Если он всё вспомнил, похвалите маленького покупателя. А в следующий раз можно усложнить задание. Например, стоя на остановке, вы ждёте маршрутку номер двадцать семь. Объясните малышу, что число состоит из двух цифр 2 и 7. Малыш будет смотреть на подъезжающий маршрутный транспорт и искать эти цифры. Можно изучать автомобильные номера.
Кроме того, ребёнок должен понимать, что из умения считать можно извлекать пользу. Опытные педагоги говорят, что ребёнок сам научится счёту, когда у него появится потребность в подсчёте чего-то. Например, теперь он умеет поровну разделить конфеты. За правильные подсчёты поощрите малыша: «Раздели семь конфет на троих, а лишнее можешь забрать себе»
Игр и игровых приёмов на счёт и запоминание или на развитие речи ребёнка можно придумать множество, главное, иметь желание, и всё у вас получится!
Материал подготовлен:
ТОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Приют надежды»