Шпаргалка для родителей

Замкнутый ребенок. Как помочь?

Замкнутость и ее симптомы

Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во все, что вокруг него.

—      ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;

—      держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;

—      у него друзей очень мало или нет совсем;

—      он боится начать что-то новое;

—      не решается выразить свое мнение;

—      таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;

—      часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;

—      излишняя осторожность в словах и поступках;

—      отсутствие спонтанных проявлений

—      неглубокое дыхание;

—      психосоматические проявления (боли в желудке, например);

—      желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);

—      часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

Причины замкнутости ребенка:

—      страх не справиться со сложной ситуацией;

—      страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);

—      трудности общения с противоположным полом;

—      отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);

—      неумение осуществлять выбор, решаться на действие;

—      затаенная накопившаяся обида, огорчения;

—      повышенная тревожность;

—      слишком большие обязанности для ребенка;

—      строгое или жестокое наказание ребенка;

—      сексуальное насилие или его попытки над ребенком;

—      тяжелая болезнь или частая болезненность

—      культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения;

—      ощущение себя ненужным, лишним в семье.

Последствия замкнутости:

—      не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;

—      будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;

—      ему будут сниться ночные кошмары

—      не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);

—      не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;

—      постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;

—      будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;

—      не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;

—      сохранит неуверенности в себе на многие оды;

—      не будет решать сложные проблемные ситуации;

—      будет в одиночестве;

—      возможны душевные расстройства.

Рекомендации для родителей замкнутого ребенка:

—      воспринимать ребенка таким, каков он есть;

—      меньше говорить самому в общении с ним;

—      рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);

—      в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;

—      научить его осознавать свои страхи, обиды;

—      выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);

—      в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;

—      подкреплять, хвалить решительность ребенка;

—      постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);

—      помочь справиться с комплексами и страхами.

Пути коррекции замкнутости

Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребенка.

Организуйте ролевые игры для замкнутых детей.

Выбираем коммуникативную ситуацию для игры. Например, «Идем в гости к Мише». Распределим роли – мама играет роль своего ребенка, ребенок играет роль Миши.

Начинаем играть: мама – «Ребенок» приходит в гости и показывает образец поведения: как поздороваться, о чем спросить, как начать разговор, как предложить игру и другое.

Меняются ролями: теперь ребенок играет самого себя, а мама играет Мишу.

Меняем ситуацию «Миша пришел в гости».

В процессе этой ролевой игры взрослый предлагает ребенку образцы поведения с детьми и закрепляет навык общения в конкретной ситуации. Коммуникативные ситуации могут быть самыми разными и охватывать разные сферы общения ребенка. Регулярные ролевые игры помогут замкнутому ребенку избавиться от страха перед людьми, дадут ему в руки «коммуникативное оружие» – необходимые для общения слова и фразы.

Материал подготовлен:

ТОГБУ «Центр по оказанию психолого — педагогических услуг «Заворонежский»