Замкнутый ребенок. Как помочь?
Замкнутость и ее симптомы
Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во все, что вокруг него.
— ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
— держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
— у него друзей очень мало или нет совсем;
— он боится начать что-то новое;
— не решается выразить свое мнение;
— таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
— часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
— излишняя осторожность в словах и поступках;
— отсутствие спонтанных проявлений
— неглубокое дыхание;
— психосоматические проявления (боли в желудке, например);
— желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
— часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
Причины замкнутости ребенка:
— страх не справиться со сложной ситуацией;
— страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);
— трудности общения с противоположным полом;
— отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);
— неумение осуществлять выбор, решаться на действие;
— затаенная накопившаяся обида, огорчения;
— повышенная тревожность;
— слишком большие обязанности для ребенка;
— строгое или жестокое наказание ребенка;
— сексуальное насилие или его попытки над ребенком;
— тяжелая болезнь или частая болезненность
— культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения;
— ощущение себя ненужным, лишним в семье.
Последствия замкнутости:
— не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;
— будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
— ему будут сниться ночные кошмары
— не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
— не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
— постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
— будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
— не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
— сохранит неуверенности в себе на многие оды;
— не будет решать сложные проблемные ситуации;
— будет в одиночестве;
— возможны душевные расстройства.
Рекомендации для родителей замкнутого ребенка:
— воспринимать ребенка таким, каков он есть;
— меньше говорить самому в общении с ним;
— рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
— в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
— научить его осознавать свои страхи, обиды;
— выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
— в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
— подкреплять, хвалить решительность ребенка;
— постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
— помочь справиться с комплексами и страхами.
Пути коррекции замкнутости
Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребенка.
Организуйте ролевые игры для замкнутых детей.
Выбираем коммуникативную ситуацию для игры. Например, «Идем в гости к Мише». Распределим роли – мама играет роль своего ребенка, ребенок играет роль Миши.
Начинаем играть: мама – «Ребенок» приходит в гости и показывает образец поведения: как поздороваться, о чем спросить, как начать разговор, как предложить игру и другое.
Меняются ролями: теперь ребенок играет самого себя, а мама играет Мишу.
Меняем ситуацию «Миша пришел в гости».
В процессе этой ролевой игры взрослый предлагает ребенку образцы поведения с детьми и закрепляет навык общения в конкретной ситуации. Коммуникативные ситуации могут быть самыми разными и охватывать разные сферы общения ребенка. Регулярные ролевые игры помогут замкнутому ребенку избавиться от страха перед людьми, дадут ему в руки «коммуникативное оружие» – необходимые для общения слова и фразы.
Материал подготовлен:
ТОГБУ «Центр по оказанию психолого — педагогических услуг «Заворонежский»