Семинар «Психолого-физиологические особенности подростков. Проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте. Буллинг как феномен агрессивного поведения в образовательной среде»
21 марта на базе МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» состоялся семинар «Психолого-физиологические особенности подростков. Проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте. Буллинг как феномен агрессивного поведения в образовательной среде», в котором приняли участие классные руководители из 19 общеобразовательных организаций города Тамбова.
Психологи Центра познакомили педагогов с псхологическими и физиологическими особенностями подросткового возраста, который является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его сверстники, происходит борьба за лидерство, конфликты. Также участники семинара познакомились с характерологическими особенностями агрессивных детей, факторами, способствующими возникновению патологических форм агрессивного поведения. Подробно рассмотрели такой феномен агрессивного поведения в образовательной среде как буллинг: теоретические предпосылки буллинга, его виды и личностные характеристики участников буллинга. Психологи рассказали о механизмах воздействия и способах управления детской агрессивностью, чтобы она не выходила за рамки социальных норм и не превратилась в такое устойчивой личностное качество как жестокость. Показали классным руководителям методы диагностической работы с целью своевременного выявления факторов риска, которые провоцируют агрессию в учебных заведениях и могут привести к возникновению случаев насилия в школьной среде. Участники семинара обсудили меры, которые необходимо предпринять классному руководителю при выявлении случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, методы и технологии практической работы с детьми и родителями по профилактике жестокого обращения, способы оказания психологической помощи жертве насилия.
К сожалению, буллинг является актуальной и весьма распространенной проблемой в детских коллективах, порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицидальных и аутоагрессивных тенденций среди подростков, приводит к усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам – повышению риска тревожного и депрессивного расстройств. Именно поэтому так важно знать о том, как распознать буллинг, какие существуют методы и возможности для проведения антибуллинговой работы, а также осуществлять долговременную профилактику.
Также в работе семинара приняли участие специалисты Центральной городской библиотеке имени Н.К. Крупской, которые провели виртуальную экскурсию по библиотеке, познакомили участников семинара с литературой по профилактике агрессивного поведения и буллинга среди подростков «Детство без жестокости».
Мероприятие прошло в рамках Комплекса мер Тамбовской области по развитию системы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечения безопасности детей на 2022-2023 годы при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва).