Как воспитать у ребенка ответственность
Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность —это система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам взрослым, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад. Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у ребенка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.
Основные правила воспитания ответственности:
- Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи.Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. По началу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе…» Посильное дело для ребенка всегда найдется.
- Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе.А если у него не получается как нужно, ваша задача — убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!).
- Вместо того, чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтобы ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
- 4. Поручайте ему посильное дело,чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
- Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы – «напоминалки». Например, звонок будильника или картина (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
- Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее.Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать, что ему не доверяют, он слишком маленький…
- Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать.Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
- Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принес из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестренкой, как старательно укачивал ее в колясочке. Так называемая обратная связь — это очень важно для ребенка!
Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:
— вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, — это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, ребенок пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого — это одно, а у детей — совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты — это тоже порядок. Так что не судите со своей колокольни;
— вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может;
— забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить);
— никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что «он такое насоветует!».
Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.
Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.
Материал подготовлен:
ТОГБУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»