
Как воспитать у ребенка ответственность
Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность —это система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам взрослым, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад. Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у ребенка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.
Основные правила воспитания ответственности:
- Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи.Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. По началу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе…» Посильное дело для ребенка всегда найдется.
- Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе.А если у него не получается как нужно, ваша задача — убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!).
- Вместо того, чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтобы ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
- 4. Поручайте ему посильное дело,чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
- Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы – «напоминалки». Например, звонок будильника или картина (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
- Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее.Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать, что ему не доверяют, он слишком маленький…
- Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать.Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
- Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принес из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестренкой, как старательно укачивал ее в колясочке. Так называемая обратная связь — это очень важно для ребенка!
Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:
— вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, — это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, ребенок пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого — это одно, а у детей — совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты — это тоже порядок. Так что не судите со своей колокольни;
— вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может;
— забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить);
— никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что «он такое насоветует!».
Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.
Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.
Материал подготовлен:
ТОГБУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»
Вам также может понравиться

Межрегиональный круглый стол по итогам реализации Комплекса мер по развитию системы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечения безопасности детей на 2022-2023 годы
30.11.2023
Подготовка к школе
30.08.2023